ЮНЕСКО Данте Алигьери Виртуальное Путишествие в 120 картин Владимира Лягачева Галерея Картин Ад Рисунки Дантовское построение Вселенной Обратно в Ад Монография Владимира Лягачева Том 8 Комментарии Художника к Божественной Комедии Данте Пресса о сайте Интернет ЮНЕСКО Обратная Связь с Художником Владимиром Лягачевым и его дочерью Виолеттой Лягачевой
Предыдущая
...................................................................................................................................................................................................................
Следующая
АД. Комментарии к " Божественной Комедии " Данте Алигьери художника Владимира Лягачева
Ад
 
У Данте вход в Ад, куда он вошел в сопровождении души Вергилия 8.04.1300 в 18 часов, находится между Флоренцией и Иерусалимом. Божественная Троица: Отец (высшая сила), Сын (полнота всезнанья), Святой Дух (первая любовь) — его создала как место вечного наказания для отверженного ангела — серафима Люцифера, падших ангелов и, с появлением на земле человека, душ умерших грешников. Ад возник в результате падения Дьявола.
Низвергнутый с девятого-Кристального неба вниз головою на землю Люцифер вонзился в её южное полушарие, её не касаясь, так как она сама расступалась перед ним, дав ему достигнуть ее центра, где он застрял, возвышаясь до пояса в верхней северной гемисфере.
Расступившаяся перед ним земля “скакнула вверх” в южной гемисфере, образовав там из объёма этого подземного тоннеля огромную, в форме усечённого конуса, гору Чистилища, приходящуюся как раз под ступнями Сатаны.
Тогда же в северном полушарии, вокруг головы Люцифера, расступившаяся земля образовала воронкообразную пропасть Ада, которая, расширяясь кверху, достигает земной поверхности “с прозрачным потолком”, (потому что Данте и Виргилий могут видеть звёзды) между Флоренцией и Иерусалимом (А. 7. 98, А. 11. 113-114, А. 20. 127-129, А. 29. 10), большая часть которого находится под дном Средиземного моря, когда раздвинулись континенты и оно появилось 60 млн. лет тому назад.
Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что до этого времени Люцифер был в темноте Ада от момента возникновения Земли. “И он остался в пустоте дупла”. (А. 34. 126.)
Потолок дантовского Ада это круг. Если его очертить, с центром в Иерусалиме, радиусом до Флоренции, то в его черте окажутся :
на юге-часть Африки до истоков Нила и пустыни Сахары, на западе-часть Аппенин и Альп, на севере-Карпаты и часть Европейской равнины,
на востоке-часть массива Хинду-Куш. Внутри адского круга окажутся : на юге-Красное море, западе-Средиземное море, севере-Чёрное море, востоке-Каспийское море Аральское море, Персидский залив и Оманский залив; - поэтому “прозрачный потолок” Ада может быть под всеми морями.
Склоны преисподней опоясаны девятью концентрическими уступами, “кругами” Ада. Другая земля, находившаяся ранее в южном полушарии, в ужасе уклоняясь от соприкосновения с Люцифером, скрылась под водой и выступила из волн в нашем, северном полушарии, образовав индоевропейский континент с центром в Иерусалиме. Таким образом, гора Чистилища у Данте на юге, окруженная со всех сторон океаном, стала антиподом Иерусалима.
По мнению Аристотеля (“О небе”), южное полушарие земли является верхней и более благородной частью, чем северное нижнее;
восток — правая сторона, а запад — левая. Эту концепцию, противоречащую нашим современным взглядам находим на средневековых картах. Данте необходимо было сочетать греко-арабские воззрения на космографию с библейской традицией, и поэтому земля находилась у него во время падения Люцифера в южном полушарии, наверху. Этим обьясняется в этом проекте падение Сатаны с юга.
На одной линии расположились гора Чистилища, на плоской вершине которой возник пустынный лес Земного Рая, символ первородного греха человека, и Иерусалим, символ искупления Христом первородного греха. Продолжение этой прямой в Небесном Раю указывает на местонахождение Эмпирея, столицы Бога.
В Дантовском Аду реки античного Аида образуют единый поток, достигающий от Крита, через все круги Ада, центра земли, с образовавшимся там от взмахов шести крыльев Люцифера ледяным озером Коцит. Река Лета, стекая с вершины горы Чистилища в тоннель к Аду, тоже достигает центра Земли и ступней застрявшего там Люцифера с юга.

enfer
 
Собственно Дантовский Ад, в каждом кругу которого мучаются определенные категории грешников, его систематизированная модель, дает “опрокинутый”, негативый образ небесной иерархии по системе классификации пороков Аристотеля (“Этика”, кн. 7, гл. 1): несдержанность (incontinenza) карается в кругах 2-5, буйное скотство (matta bestialitade), приводящее к насилию, карается в 7-м круге, и злоба (malizia), орудующая обманом, казнится в 8-9 кругах. В 9 круге, на самом дне Ада, Люцифер терзает в своих трёх пастях главных грешников (предателей величества земного и небесного); он, вмерзший в лёд (символ холода, нелюбви), являет пародию на образы небес — у него три лица (насмешка над Троицей): красное (гнев как противоположность любви), другое — бледно-желтое (бессилие, леность, противоположные могуществу), третье — чёрное (невежество, зависть, противоположные всеведению, доброте); у него шесть крыльев, что соответствует шести крыльям ангела – серафима. Люцифер в конечном счете содействует выполнению божьего замысла “творить добро, всему желая зла” (Гёте, слова Мефистофеля, “Фауст”).
На Западе вопрос о сотворении злых ангелов объясняется тем, что ангелы были сотворены вместе с Небом и Землей, т.е. вместе с материальным миром, так как их функцией стало (по системе Птолемея) вращение девяти небесных сфер вокруг Земли, и вскоре их известная часть с Люцифером отпала. Затем он был свергнут с небес в центр Земли, с тех пор на земле появилось зло, потому что в центре мироздания, месте его заключения, сконцентрировались тяжесть всего зла (абсолютное Зло), вечный холод, уродство; его воля и действия стали источником мирового Зла. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что Люцифер, проникнув в твердое, раскалённое, (5000 oс) непроникаемое ядро нашей планеты, создал там холодильник взмахами своих шести крыльев, одновременно испытывая на себе давление в её центре 3000000 атмосфер - 3 мегабара, вот действительно дантовская мера Зла в центре “Вселенной”!
Люцифер означает “пылающий, зажигающий”, высший дух из девяти ангельских чинов (серафимы — это Перводвигатель в Раю, получающий свою энергию непосредственно от божества в Эмпирее и пускающий в ход все остальные восемь небес). Он был свергнут предпоследним ангельским чином, архангелом Михаилом, для того, чтобы быть максимально униженным за свой мятеж против Бога. (Архангелы вращают второе небо, Меркурий, со значительно ослабевшей энергией, так как они находятся в последней, третьей триаде небес, характеризуемой близостью к миру тления, к земле и человеку).
Восстание ангелов - серафимов привело к их поражению и заключению в Аду, они оказались в верхнем, внешнем круге Ада, среди ничтожных (А. 3. 37), в пятом круге, охраняя ворота города Дита, превращенные в дьяволов (А. 8. 82-83); коридор для их падения с юга проделал Люцифер.
Другие имена Люцифера — Дит (Dis), латинское имя Аида или Плутона, сын Кроноса (Сатурн) и Реи (сестры и супруги последнего), родной брат Зевса и Посейдона, царь античного Ада (Тартар), родственник гигантов (греч. миф.). Люцифер также означает (лат. Lucifer) “утренняя звезда”, т.е. планета Венера, заходящая (падающая) при восходе Солнца, “желающая, но неспособная” занять его место. Поэтому Сатана — это горделивый и бессильный подражатель тому неподражаемому солнечному свету, который составляет славу Божества.
Свергнутые гиганты оказались в Аду с севера: Тифей — Тифон, отец пса Цербера, накрыт горою Этною, когда пытался одолеть Зевса. Эфиальт, пытавшийся с братом Отом взять приступом небо, оба свержены его молниями. Титий, сын Зевса и Элары, погиб от стрел Аполлона и Артемиды, Антей погиб в битве с Гераклом, и все они находятся у Данте в девятом круге — Колодце гигантов.
Под дном Средиземного моря, в Лимбе пребывают невинные, но некрещеные младенцы и античные гении, которых отделяет река Ахерон от ничтожных, вечно мчащихся по самому большому внешнему кругу Ада и кусаемых слепнями.
Средняя скорость Данте по ступеням Ада к центру земли равна 265,75 км/час (6378 км : 24 часа). Это означает, что он был либо несом духом Вергилия (А. 19. 124-126), либо имел другое средство передвижения и мчался с такой скоростью; поэтому он мог, двигаясь, наблюдать, общаться и беседовать с душами только при помощи “сотового телефона”, ни на секунду не останавливаясь, для того чтобы он мог быть перед Люцифером ровно через 24 часа от момента своего входа в Ад. Сравните, что к подножию горы Чистилища они мчались навстречу ниспадающей в Ад с юга реке Лета со скоростью 303,71 км/час (6378 км : 21 час). Но в реальности можно проникнуть внутрь нашей планеты только превратившись в сейсмические волны!
 
Ахерон
Реки преисподней. — Критский Старец.
 
Воды Ахерона — это один поток, образованный слезами критского Старца, которого видел во сне вавилонский царь Навуходоносор. Пророк Даниил истолковал это видение как символ настоящего и грядущего Царств. На горе Иде (остров Крит), лицом к Риму, стоит “Великий Старец”. У него голова из чистого золота, грудь и руки его из серебра, чрево и бедра его — медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные; он опирается на правую ступню из глины, хрупкость которой предсказывает ближайший конец Царств. Критский Старец рассечён от шеи вниз, кроме головы (начало разума, олицетворение счастливого “Золотого века” человечества), сквозь трещину струятся слезы ; стекая вниз, они образуют подземные реки Ада, сначала Ахерон, окаймляющий его первый круг; затем он исчезает, чтобы вновь появиться в форме багрово-черного водопада (воды и крови) в четвертом круге, откуда он падает в пятый круг, окружая город Дит и образуя там болото Стикс (Стигийское болото), которое, в свою очередь, низвергается опять водопадом в первый пояс седьмого круга, образуя там кровавую кипящую реку Флегетон. Она, в свою очередь, пересекая второй и третий пояса седьмого круга, снова падает огромным водопадом крови в центр Земли, где её замораживает взмахами своих шести крыльев Люцифер, превращая её в ледяное озеро Коцит.
В центре Земли, у ступней Люцифера (со стороны южной гемисферы), эти воды соединяются с падающей сюда с горы Чистилища по тоннелю, проделанному Сатаной с юга, рекой Летой.
 
Ворота Ада
Лес. — Холм спасения. — Три зверя. — Вергилий. — Ничтожные. — Харон.
 
Заблудившись в сумрачном Лесу (порок) человеческих заблуждений, Данте пытается спастись, пробуя подняться на спасительный холм (добродетель), но его восхождению препятствуют три зверя: рысь (сладострастие, предательство, ложь), лев (гордость, насилие, гнев) и волчица (себялюбие, алчность, корыстолюбие).
Объятый смятением, он хочет повернуть назад, но, появляется посланный Беатриче, чтобы его спасти, дух Вергилия (символ разума и мудрости), который ему указывает путь вверх, к высшему познанию и спасению (Рай) — “прохождением через все круги Ада и Чистилища”. Вергилий становится гидом Данте.
Они вошли в ворота Ада в 18 часов 8 апреля 1300 года (по старому стилю — 25 марта 1300 года, в страстную пятницу). Дата путешествия Данте обусловлена двумя причинами: в книге пророка Исайи (38, 10) поэт прочёл: “Я сказал себе: в преполовении дней моих должен я идти во врата преисподней”. Мнение о том что нормальная жизнь человека продолжается 70 лет соответствовало мнению философов школы Аристотеля XIII века — Данте в 1300 году как раз было 35 лет; и кроме того, дата путешествия поэта в потусторонний мир, 25 марта, была выбрана им потому, что по преданию считается, что сотворение мира богом произошло весною, в весеннее равноденствие.
На берегу Ахерона “ничтожные”, несметное количество которых не заслужило ни райского блаженства ни адских мук, так как они ни к чему в жизни не стремились и поэтому не стяжали ни славы ни позора “смертных дел”; с ними “дурная стая” ангелов, которая, когда восстал Люцифер, не примкнула ни к нему ни к Богу. Они должны вечно бежать по самому большому кругу Ада, вдоль берега Ахерона, за увлекающим их стягом, кусаемые слепнями, и скопища червей глотают их капающую кровь тут же у них под ногами.
Данте узнаёт среди грешных душу Папы Целестина V, избранного в 1294 году. Он, тяготясь своим саном , через пять месяцев сложил его с себя.
Харон, перевозчик душ античной преисподней, превращённый в беса, переправляет души в своём челне на другой берег. Вергилий и Данте, потерявший сознание от потрясения увиденным, на его борту. В миг пробуждения Данте оказывается уже по ту сторону Ахерона, в первом круге.
 
Первый Круг Лимб
Некрещёные младенцы. — Добродетельные нехристиане. — Античные гении.
 
Данте и Виргилий находятся в первом круге.
Некрещёные младенцы, добродетельные нехристиане, а также ветхозаветные праведники и некрещёные гении, родившиеся до Христа, занимают это пространство. Их души не подвержены мучениям, но они вечно скорбят о том, что им недоступно райское блаженство.
Замок, в котором пребывают праведники, имеет семь стен, аллегорически означающих семь добродетелей (справедливость, силу, умеренность, осторожность, разум, мудрость, знания), или семь наук (грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, геометрию, астрономию), окружен родником (красноречие). Внутри стен — высокий зеленеющий холм, окруженный вдоль них цветущим садом, на котором восседают античные гении с Гомером во главе. Данте был принят в их круг и затем поэты покидают Лимб и спускаются, двигаясь влево, во второй круг.
 
Второй Круг
Минос. — Сладострастники.
 
Данте и Виргилий во втором круге.
Второй круг охраняется Миносом, сыном Зевса и Европы, бывшим при жизни царем Крита. Минос не осмелился принести в жертву великолепного быка, посланного ему Посейдоном. В отместку за это тот внушил его жене Пасифае влечение к животному. (В результате этой связи родилось чудовище — Минотавр).
Дантовский Минос превращён в дьявола, он судья преисподней. Его хвост позволяет ему измерить размер грехов умершего, он обвивается вокруг его тела столько раз, на сколько кругов следует душе спуститься в бездны Ада.
Здесь казнятся сладострастники, страсть которых заставила их забыть при их жизни свои обязанности.
Они вечно несутся в нестихающем вихре по окружности второго круга. Среди них Данте узнает Франческу да Римини и Паоло Малатесту. От их рассказа и от сострадания к прекрасной Франческе, потрясённый устрашающей силой Божьего правосудия, Данте теряет сознание. Когда он очнулся, поэты уже были в третьем круге.
 
Третий Круг
Цербер. — Чревоугодники.
 
Поэты в третьем круге.
Третий круг охраняется псом Цербером, сыном Тифона и Ехидны. В греческой мифологии пёс — страж Аида, чудовище с тремя головами и туловищем, усеянным головами змей и змеиным хвостом (Тифон находится у Данте в девятом круге, колодце гигантов). У Данте Цербер имеет три головы с чертами между собакой и человеком. Он оглушает хриплым лаем грешников и терзает их своими когтями. На несчастных чревоугодников падает вечный дождь, смешанный со снегом и градом, их ноги вязнут в ледяной смрадной топи. Дух флорентийского обжоры Чакко беседует с Данте. Поэты, двигаясь влево, подходят к бездне и спускаются в четвёртый круг, где им преграждает путь Плутос.
 
Четвёртый Круг
Плутос. — Скупцы и расточители.
 
Поэты в четвёртом круге.
Четвёртый круг охраняется Плутосом, родившемся на Крите, сыном Деметры и Иасиона, в греческой мифологии он бог богатства, часто отождествляемый с Плутоном — Аидом, братом Зевса и Посейдона. У Данте — это монстр, символ корыстолюбия.
Скупцы слева и расточители справа идут “стеной” навстречу друг другу по четвёртому кругу, вечно толкая перед собой тяжёлые грузы с воплями: “ Чего копить? ” или “ Чего швырять? ”, сталкиваются, и идут опять к супротивной точке с двух сторон.
Данте и Вергилий видят “через прозрачный потолок” Ада под дном Средиземного моря, звёзды клонящиеся к западу, т.е. миновала полночь. Когда поэты двинулись в путь, 8 апреля 1300 года в 18 часов они поднимались от востока к середине неба. Значит, наступило 9 апреля 1300 года. Поэты пересекли четвёртый круг и, идя влево, вдоль багрово-чёрного ручья, источника Стикса, “сошли по диким тропам с кручи горной” (А. 7. 105) в пятый круг Ада.
 
Пятый Круг Стикс
Флегий. — Стигийское болото. — Гневные и унылые.
 
Поэты в пятом круге.
Стигийское болото окружает город Дит, оно охраняется Флегием, сыном Ареса и смертной. Будучи царем Лапифов, в гневе на Аполлона, что его дочь Коронида родила от него сына Асклепия, Флегий сжег его храм в Дельфах и был ввергнут в Аид.
В дантовом Аду он враг бога поэзии и превращен в злобного демона, стража пятого круга и перевозчика душ через Стигийское болото — Стикс (в нём казнятся гневные и унылые), которое окружает весь круг с городом Дитом.
Поэты идут вдоль Стигийского болота к башне влево, откуда сигналы дьяволов — два огонька — информируют Флегия о двух новоприбывших душах грешников, его чёлн прибывает стрелой, чтобы забрать их на адские муки. Но разочарованный и разозлённый кормчий вынужден их взять в свой чёлн как пассажиров.
Переправляясь, поэты видят, как гневные дерутся и яростно кусаются на поверхности Стигийского болота, — в то время как унылые плачут на его дне. Данте узнаёт дух “бешеного Ардженти”.
Флегий перевозит поэтов к железным воротам города Дита, которые озаряются багровыми вспышками огней “нижнего Ада”.
В моем понимании “нижний Ад” (А. 12. 35.) Данте соответствует новому пространству в глубь планеты: после пяти кругов, находящихся в мантии земли, поэты теперь спускаются дальше, в пространство её внешнего ядра в шестой круг: температура окружения равна 5500 oс. Во внешнем расплавленном ядре земли, следуя логике Данте, могли бы находится шестой, седьмой, восьмой круги.
 
Шестой Круг Дит
Нижний Ад. — Фурии. — Медуза Горгона. — Посол небес. — Еретики.
 
Город Дит (Dis) — латинское имя Плутона, или Аида, он же Хадес, невидимый властелин преисподней, царь античного Ада (Тартар), он же Люцифер.
Три Фурии (греч. Эринии) олицетворяют пороки: Тисифона (богиня мести), Мегера (проклятия), Алекто (кары). Они призывают Медузу Горгону (страж города Дита и, возможно, всего нижнего Ада), обращающую всякого, кто на нее взглянет, в камень, преградить поэтам путь в шестой круг в город Дит. Здесь же многие сотни дьяволов, которые когда-то были ангелами, но вместе с Люцифером восстали против Бога и в наказание за это были низвержены в Ад. Посол небес — ангел приходит на помощь поэтам и, гневно и стремительно, своей тростью открывает им ворота города.
Миновав их, поэты входят в шестой круг в город Дит, где казнятся в раскрытых горящих могилах еретики, неверующие, материалисты и последователи Эпикура. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что поэт прекрасно почувствовал “материал” ворот города Дита — железо; и, — огонь, в могилах еретиков: “Затем что здесь меж ям ползли огни, / Так их каля, как в пламени горнила, / Железо не калилось искони”. (А.9. 118-120), потому что этот уровень начинает собой зону расплавленного жидкого внешнего ядра Земли, (см. пятый круг).
Данте беседует с восставшим из огненного гроба могучим духом Фарината дельи Уберти (один из самых известных политических деятелей Флоренции XIII в.), который ему называет, среди многих других, обитателей могил: императора Фридриха II, кардинала Убальдини. Он представляет поэту Кавальканте Кавальканти, отца поэта Гвидо, друга Данте.
Вергилий снова видит сквозь “прозрачный потолок” Ада, под дном Средиземного моря”, созвездие рыб (А. 11. 113-114). До восхода солнца осталось два часа (4 часа — 9.04.1300). Поэты прошли вправо между стеной крепости и могилами, затем повернули влево, к краю обрыва, откуда поднимались снизу зловонные запахи. Данте и Вергилий бегом мимо Минотавра спустились в седьмой круг.
 
Седьмой Круг Флегетон
Нижний Ад. — Минотавр. — Насильники.
 
Седьмой круг охраняется Минотавром ( он наполовину человек, наполовину бык). При жизни он был сыном Пасифаи и быка по имени Астерий, который был послан на Крит Посейдоном для жертвоприношения её мужу Миносу (он в Аду судья второго круга).
Дедал построил Минотавру на Крите лабиринт, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) семь юношей и семь девушек, посылаемых афинянами в качестве подати за убитого сына Миноса — Андрогея в Аттике. (Андрогей был убит — после победы на состязаниях в Афинах — марафонским быком). Минотавр впоследствии был убит в этом лабиринте царевичем Тесеем, вышедшим оттуда с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны.
Седьмой круг состоит из трех поясов находящихся на одном уровне
 
Седьмой Круг - Первый Пояс
Нижний Ад. — Седьмой круг. — Кентавры. — Насильники над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники).
 
Поэты в седьмом круге.
Первый пояс седьмого круга занимает зловонная река кипящей крови Флегетон, которая образуется водопадом крови, низвергающимся сюда из пятого круга, Стигийского болота. Она
охраняется кентаврами, которые вооружены луками и стрелами. Они мчатся вдоль берега “облавой, стреляя в тех, кто по своим грехам, / Всплывёт не в меру из волны кровавой” (А. 12. 73-75). Их возглавляют: Несс, — подаривший перед своей смертью Деянире, жене Геракла, роковой плащ, Хирон — “справедливейший из кентавров”, воспитатель Ахилла, Фол — бесчинствовавший на свадьбе Пирифоя.
Несс сопровождал поэтов. Он указал им души наказуемых здесь тиранов и насильников над ближним: граф Адзолино (Эдзелино III), граф Ги де Монфор, Обиццо д’Эсте, задушенный периной собственным сыном. Кентавр Несс перевез Данте через поток Флегетона, и поэты вступили “в одичалый лес” (А. 13. 1-5) второго пояса.
 
Седьмой Круг - Второй Пояс
Нижний Ад. — Седьмой круг. — Гарпии. — Насильники над собою и над своим достоянием (самоубийцы, моты).
 
Поэты во втором поясе седьмого круга.
Гарпии, дочери морского божества Тавманта и Океаниды Электры, их имена: Аэлла, Аэллопа, Подагра, Окипета, Келайно, в греческой мифологии — злобные похитительницы детей и человеческих душ. (Они обычно жили на Строфадских островах в Эгейском море, позднее — вместе с другими чудовищами в Аиде). — Крылатые полуженщины-полуптицы, они вьют свои гнёзда в диком лесу самоубийц, в деревьях и кустарниках которого заключены души этих грешников. Гарпии ломают ветви деревьев, причиняя неописуемую боль заключенным в них душам.
Данте “отломил сучок ”. “В надломе кровью потемнел росток ” (А. 13. 32, 34), и поэт услышал трагический голос Пьера делла Винья (фаворита императора Фридриха II), который ему рассказал трагическую историю своего самоубийства.
Поэты вышли из леса и перешли в третий пояс.
 
Седьмой Круг -Третий Пояс
Нижний Ад. — Седьмой круг. — Насильники над божеством (богохульники). — Насильники над естеством (содомиты). — Насильники над искусством (лихоимцы, ростовщики). — Водопад. — Герион.
 
Поэты в горящей пустыне. Вся даль третьего пояса седьмого круга представляла “сплошной песок сыпучий, / А над пустыней медленно спадал / Дождь пламени широкими платками” (А. 14. 13, 28-29). На “толпы голых душ в пустыне / Все плакали в терзанье вековом, / Но разной обречённые судьбине. / Кто был повержен навзничь, вверх лицом, / Кто, съёжившись, сидел на почве пыльной, / А кто сновал без устали кругом” (А. 14. 19-24).
Вверх лицом повержены богохульники, сидят ростовщики, непрестанно движутся содомиты.
Под огненной вьюгой лежит, “презрев пожар, палящий отовсюду”, гордец, один из семи предводителей греков, осаждавших Фивы, богохульствующий Капаней. (Он был поражён молнией Зевса за дерзкий вызов богам). /Стаций “Фиваида” Х, 827 — ХI, 20/.
Поэты идут вдоль кровавого ручья, вытекающего из Флегетона, пересекающего все три пояса седьмого круга, чтобы затем мощным водопадом низвергнуться в центр преисподней — Коцит.
Данте опознан духом своего “духовного учителя” содомита Брунетто Латини (1220 - 1294) — ученого, поэта, государственного деятеля флорентийской коммуны, сторонника гвельфской партии чёрных, автора энциклопедии в прозе на французском языке “Le Livre du Trésor”, который ему называет других грешников его дружины: Присциан, Аккурсиев Франциск, Гвидо Гверра, Альдобранди, Рустикуччи, пастырь Андреа деи Модзи. Затем, задержавшиеся для разговора с Данте тени помчались нагонять других грешников под ниспадающими на них огненными хлопьями. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что это были бы “огненные хлопья” из расплавленного железа с температурой 5500 oс, так как поэты сейчас находятся в расплавленном внешнем ядре Земли.
Поэты идут вдоль каменной набережной Флегетона, Данте даёт свою верёвку (сладострастие) Вергилию, и тот её бросает в водопад Флегетона. По этому сигналу появляется монстр Герион, который перевозит Вергилия и Данте вправо, в восьмой круг, и исчезает — как “с тетивы стрела” — обратно.
 
Восьмой Круг
Нижний Ад. — Злые Щели. — Обманувшие не доверившихся.
 
Герион перевёз поэтов в восьмой круг. Он был при жизни царем Балеарских островов, его лицо было милостиво и любезно, он очаровывал, а затем убивал своих гостей. У Данте Герион с приветливым лицом и страшным телом дракона — страж восьмого круга, где караются обманщики — обманувшие не доверившихся.
Восьмой круг Ада, широкий кольцеобразный уступ адской воронки, опоясанный крутой стеной обрыва.
Он изборожден десятью концентрическими рвами (щелями, впадинами), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру эта область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих. Первый по счету вал примыкает к круговой стене обрыва. В центре зияет глубина широкого колодца, на дне которого лежит последний, девятый круг Ада, ледяное озеро Коцит. От круговой стены к этому колодцу идут (радиусами), подобно спицам колеса, пересекая рвы и валы, каменные гребни, изгибаясь надо рвами в виде мостов. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что все рвы восьмого круга должны были бы находится внутри внешнего раскалённого 5500° жидкого ядра Земли, (см. пятый круг), поэтому интуиция Данте была бы здесь опять безошибочна, когда он говорил о раскалённых стихиях, об ожогах, укусах и.т д.
 
Восьмой круг - Первый Ров
Нижний Ад. Сводники и обольстители.
 
В первом рву восьмого круга который прилегает к концентрической пропасти седьмого круга Ада, грешники идут обнажённые, двумя встречными потоками, бичуемые бесами. Наружный, ближайший к доставленным в ров на спине Гериона поэтам, движется им навстречу. Это — сводники, соблазнявшие женщин для других (А. 18. 40-66). Внутренний, дальний ряд идет в том же направлении, что и поэты. Это — обольстители, соблазнявшие для себя. Поэты поднимаются на мост и видят такое число сводников-болонцев, которое превышает всё население этого города. Среди грешников Вергилий указывает на Ясона, соблазнившего царицу Гипсипилу, царевну Медею и затем Креусу. А Данте с трудом узнаёт дух Венедико Каччанемико (глава болонских гвельфов — чёрных ).
 
Восьмой круг - Второй Ров
Нижний Ад. — Восьмой круг. — Льстецы и куртизаны.
 
Данте видит с моста над вторым рвом восьмого круга льстецов, хрюкающих, как свиньи, и “..толпы влипших в кал зловонный” (А.18. 113.). Он замечает Алессио Интерминелли и куртизанку Фаиду (афинская гетера).
 
Восьмой круг - Третий Ров
Нижний Ад. — Восьмой круг. — Святокупцы.
 
Поэты видят святокупцев с моста над третьим рвом восьмого круга. Из ям торчат вверх ногами грешники, над их ступнями змеится огонь. Новоприбывшие души “заталкивают” предыдущих в глубину горящей ямы.
Вергилий на руках сносит Данте вниз по обрывистому откосу в третий ров. Там из одной ямы торчат ноги Папы Николая III Орсини, умершего 22 мая 1280 года. Услышав голос Данте, он решил, что это папа Бонифаций VIII (он удивлён, что Бонифаций VIII явился на три года раньше срока чтобы оттеснить его вглубь скважины).
Затем Вергилий возвращает Данте на мост, откуда поэты наблюдают, пройдя вниз, четвертый ров.
 
Восьмой круг - Четвертый Ров
Нижний Ад. — Прорицатели.
 
Вергилий возвращает Данте на мост, откуда поэты наблюдают, пройдя вниз, четвертый ров восьмого круга. Здесь наказываются прорицатели и занимающиеся волшебством которые поражены немотой, головы их свернуты на спину, грешники пятятся назад и никогда не видят прямо, они плачут, медленно двигаясь, и их слезы текут между лопатками по их обнаженной спине.
Вергилий представляет Данте с моста Микеле Скотто (астролога Фридриха II), Бонатти (астролога из Форли на службе у Гвидо да Монтефельтро, ум. 1300) и Азденте (Беззубый), сапожника из Пармы, по имени Бенвенуто, ставшего прорицателем и имеющего насмешливое прозвище, так как он отличался большими крепкими зубами.
Вергилий опять обращает внимание Данте на небо “через прозрачный потолок” Ада под дном Средиземного моря. “А месяц был уж прошлой ночью полный” (А. 20. 127-129), следовательно, было около 6 часов утра 9 апреля 1300 года (по старому стилю — 26 марта 1300 года, в страстную субботу).
 
Восьмой круг - Пятый Ров
Нижний Ад. — Бесы. — Загребалы. — Мздоимцы.
 
Пятый ров восьмого круга совсем чёрный. Он охраняется бесами имена которых: Хвостач, Тормошило, Косокрыл, Старик, Собака, Борода, Дракон, Забияка, Клыкастый Боров, Собачий Зуд, Рыжик Лютый, Кривляка. Поэты по мосту перешли в пятый пояс, мздоимцев, которые погружены в кипящую смолу, а Загребалы (общая кличка бесов) терзают их крюками и баграми, когда несчастные пробуют, хоть на мгновение, оттуда вынырнуть. Данте прячется за Вергилия, сошедшего с моста на ров. Бесы пробуют их атаковать, но Вергилий их усмиряет. В результате они получают эскорт из десяти дьяволов (из вышеперечисленных бесов). По дороге Собачий Зуд зацепил багром из смолы зазевавшегося грешника наваррца Чамполо. Бесы хотят разорвать его на части, но он хочет хитростью избежать этой участи. В результате это ему удается: он ускользает от них, ныряя в смолу, а Косокрыл, помчавшийся за ним, вступил в схватку со Стариком, и оба Загребалы “..очутились в раскаленном дёгте” (А.22. 141.). Данте и Вергилий ускользают от них и устремляются к мосту в направлении шестого рва. Но, увы, бес Хвостач их обманул, все мосты обвалились: они были разрушены землетрясением, происшедшим, по евангельской легенде, в миг смерти Христа. Поэтому поэт, схватив Данте на руки, соскальзывает с ним вниз, с обрывистого края, как раз в тот момент, когда разъяренные бесы “наверху” хотят им отомстить за свое унижение. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что Данте хорошо интуитивно почувствовал “жидкий жар” пятого рва, так как сейчас позты должны были бы находится в Аду в пространстве расплавленного 5500° внешнего ядра Земли.
 
Восьмой круг - Шестой Ров
Нижний Ад. — Лицемеры.
 
Поэты в шестом рве . Для Данте лицемерие — страшный грех, так как оно порождено сознательной злобой, поэтому для него нет прощения.
В шестом рве восьмого круга медленно шествуют лицемеры, одетые в огромные мантии с капюшонами, надвинутыми на глаза. Внешне их столы (длинные широкие одежды) выглядят позолоченными, но они из свинца, груз (тяжесть) которого их неимоверно давит и гнетет.
Данте видит голого, распятого на земле Каиафу, по нему движется эта бесконечная процессия.
Брат Каталано указывает поэтам путь в седьмой ров. Только здесь они узнают, что бес Хвостач из пятого рва, вторично их обманул и, оказывается, что все мосты над шестым рвом тоже рухнули в миг смерти Христа!
Поэты карабкаются по склону обвала вверх и оказываются над седьмым рвом на мосту (А. 24. 68).
 
Восьмой круг - Седьмой Ров
Нижний Ад. — Восьмой круг. — Змеи. — Воры.
 
Поэты над седьмым рвом на мосту.
Змеи и ужасные пресмыкающиеся преследуют в седьмом рве восьмого круга убегающих и обнажённых грешников, настигают их, жалят. Грешник сгорает, превращаясь в пепел, а затем снова возвращается в своё прежнее обличье. Казнь повторяется вечно.
Вор из Пистойи Ванни Фуччи представляется Данте, который, в свою очередь, узнает ещё пятерых флорентийцев, оказавшихся в этом круге: Брунеллески, Буозо Донати, Пуччо деи Галигаи, Чанфа Донати, Франческо Кавальканти. Сначала Франческо Кавальканти жалит Буозо Донати и затем меняется с ним обликом: Франческо превращается в человека, а Буозо — в змея.
Здесь же наказывается кентавр Как (сын Вулкана, похитивщий у Геркулеса 4 быков и 4 телиц и убитый им за это), братья которого в Аду охраняют в седьмом круге первый пояс. Поэты вернулись на мост и двигаются в направлении восьмого рва восьмого круга.
 
Восьмой Ров
Нижний Ад. — Восьмой круг. — Лукавые советчики.
 
Поэты вернулись на мост над восьмым рвом восьмого круга и видят там: бессчётное количество огней, каждый из которых окутывает, как одеждой, души лукавых советчиков. В одном из раздвоившихся огней Данте видит заключённых в нем души Улисса (Одиссея) и Диомеда. Улисс рассказывает поэтам историю своей трагической гибели: когда он выплыл на запад в Атлантический океан и, двигаясь вдоль Африки на юг, пересек Экватор и почти достиг горы Чистилища, вдруг, — море неожиданно расступилось и поглотило его и всю его команду (А. 26. 133). Пламя с Улиссом уходит во тьму, горя прямым ровным светом. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что поэты всё ещё находяться в раскалённом 5500° внешнем ядре Земли.
Затем к Данте обратился другой лукавый советчик — огненный столб, двигающийся в жгучей ризе, — дух графа Гвидо да Монтефельтро, вождя романских гибеллинов — партии белых. Он расспросил поэта о судьбе Романьи и рассказал свою историю, как по вине Папы Бонифация VIII он был взят Сатаной в Ад и осужден Миносом в восьмой ров восьмого круга.
Поэты молча его выслушали и удалились, двигаясь по мосту в направлении девятого рва.
 
Восьмой круг - Девятый Ров
Нижний Ад. — Дьяволы. — Зачинщики раздора.
 
Поэты на мосту девятого рва.
Девятый ров восьмого круга охраняется дьяволами. Вооруженные, они калечат грешных снова и снова без конца, так как их раны постоянно заживают. Их наказание аналогично их преступлению на земле, их раны соответствуют тяжести разделения, которое они творили среди людей при их жизни. Их члены разрублены, отделены.
Данте говорит с Пьером да Медичина, который предсказывает гибель Гвидо дель Кассеро и Анджолелло да Кариньяно, которые погибнут по вероломству тирана Малатестино; и поэт видит: “С обрубком языка, торчащим праздно, / Столь дерзостного на речи Куриона” (А. 28. 101).
Затем Поэт встречает “причину всех бед” и конфликта между белыми и чёрными — искалеченного Моску деи Ламберти и Бертрама де Борна, несущего в своих руках свою голову: он был так наказан по причине конфликта, который он спровоцировал между Генрихом II, королем Англии, и его сыном Генрихом III.
Данте нам подает размер обвода девятого рва — 22 окружных мили. Луна “у наших ног плывет”, говорит Вергилий, (А. 29. 9-10), значит сейчас между 13-14 часами: 9. 04. 1300.
 
Восьмой круг - Десятый Ров
Нижний Ад. Поддельщики металлов (алхимики). — Поддельщики людей. — Поддельщики денег. — Поддельщики слов. — Фальсификаторы, лжецы, клеветники.
 
Поэты взошли на новый свод моста (А. 29. 37-39) над десятым рвом восьмого круга.
Данте и Вергилий свернули налево на вал. В этой последней обители Злых Щелей караются поддельщики, подразделяемые на четыре разряда: поддельщики металлов (алхимики), поддельщики людей (выдающие себя за других), поддельщики денег и поддельщики слов (лжецы и клеветники).
Алхимики страдают зловонной чесоткой и притом расслаблены. “Лишавый” — это алхимик Капоккьо, сидевший “спина к спине” с Гриффолино (А. 29. 73, 136). Капоккьо, сожженный в Сьене в 1293 г., был школьным товарищем Данте и обладал удивительным даром подражания.
Две бледные голые тени (А. 30. 25), Джанни Скикки и Мирра (А. 30. 31, 37), — поддельщики людей, т. е. выдававшие себя за других.
Адамо чеканил для графов Гвиди да Ромена фальшивые флорины, за что был сожжен на костре в 1281 году.
Поддельщики денег, раздутые водянкой и мучимые жаждой, поддельщики слов, (лжецы и клеветники) терзаемые лихорадкой и головной болью.
Синон, обманувший троянцев, и жена Потифара, царедворца фараона, оклеветавшая прекрасного Иосифа перед своим мужем, за что тот заключил его в тюрьму, — страдают водянкой.
Данте зажимает уши от душераздирающих воплей и проклятий грешников. Поэты продолжили путь спиной “к больному рву”, размер его окружности 11 миль, а поперек — полмили (А. 30. 86-87).
 
Девятый Круг - Колодец Гигантов
Центр Вселенной. — Немврод. — Эфиальт. — Антей.
 
Поэты шли по внешнему обводу девятого круга, колодца гигантов. В нём расположились античные гиганты, восставшие против Зевса и свергнутые им. Данте уделяет гиганту Немвроду участь богоборцев, в то время как он царствовал в Сеннааре и пробовал построить башню до небес. Поэт в ужасе видит рассердившегося, скованного гиганта Эфиальта, пытавшегося со своим братом Отом штурмом взять небо и возглавившего бой против Зевса.
Вергилий говорит Антею, что если бы он был участником этой битвы, то его “братья-гиганты” одержали бы победу над богами.
В благодарность за эти слова, Антей переносит двух поэтов на своей ладони, вниз, на ледяное озеро Коцит — дно мирового колодца, где казнятся предатели. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что сейчас поэты находятся в твёрдом ядре Земли на глубине 5200 км, его температура 5000 oс. Они должны были бы для этого превратиться в сейсмические волны, чтобы проникнуть туда, так как оно является непреодолимой преградой.

Размеры гигантов:
размер ширины и высоты лица = 4 метра (А. 31. 59);
расстояние от пупа (от бедер) до лба — больше чем три фриза (А. 31. 61-66); фризы, германское племя, обитавшее на побережье Северного моря, считались в средние века самым рослым из народов Земли.
Расстояние от ключицы, шеи до пупа (до бедер) равняется тридцати большим пядям;
Антей от пупа (от чресл) до шеи ростом в пять аршин (А. 31. 113-114);
рост Антея, сына Посейдона и Геи, равен росту Люцифера (который есть Плутон, брат Зевса и Посейдона).
Рост Антея Данте сравнивает с башней в Болонье — “как Гаризенда” (А. 31. 136-138). Тело Тития распространяется на девять югеров (югер = 25,19 кв. м), (“Энеида” VI, 595-596);
 
Девятый Круг - Коцит
Центр Вселенной. — Обманувшие доверившихся.
 
В отличие от восьмого круга, он зарезервирован тем, кто обманул доверившихся. Грешники заморожены во льду Коцита. Круг состоит из четырех поясов без видимых границ.
 
Девятый круг - Первый Пояс
Центр Вселенной. Каин. — Предатели родных.
 
Данте и его гид сначала оказались в первом поясе девятого круга названном именем Каина — братоубийцы. Предатели родных погружены в лед по шею “до таилища стыда” — лица, где проступает краска (А.32. 34). И лица их обращены книзу, их слезы застывают тут же.
Данте почти наступил на головы двум духам — братьям графам Мангона, Алессандро и Наполеоне дельи Альберти, — взаимная вражда их довела до того, что они убили друг друга.
 
Девятый круг - Второй Пояс
Центр Вселенной. Антенора. — Предатели родины и единомышленников.
 
Данте и Вергилий продолжают идти влево, к середине, вступая во второй пояс девятого круга. Они видят сотни лиц, вмерзших в лед по шею, обращенных вниз, но они еще более обезображенных холодом. Этот пояс назван в честь троянского вождя Антенора, которого послегомеровское придание изображало изменником. Данте “одному ногой ушиб висок” (А. 32. 78-81). Это Бокка дельи Абати. В битве при Монтаперти Бокка, предатель-гвельф, отрубил руку знаменосцу Флорентийской конницы, что привело к замешательству в рядах гвельфов и их разгрому. Данте видит других предателей: Буозо да Дуэра (за деньги пропустил французов на юг против Манфреда), Беккерия, Сольданьера, Ганеллона, Тебальделло, Уголино, архиепископа Руджери, который предал родину.
 
Девятый круг - Третий Пояс
Центр Вселенной. Толомея. — Предатели друзей и сотрапезников.
 
Поэты вступили в третий пояс девятого круга — Толомею. Свое название этот круг получил от имени Птолемея, наместника в Иерихоне, который, пригласив к себе своего тестя, князя —первосвященника Иудеи, и двух его сыновей, вероломно убил их на пиру (135 г. до н.э.). Здесь ветер порождён ледяными взмахами крыльев Люцифера и здесь караются предатели друзей и сотрапезников. Они вмерзли в лед, лежа навзничь. Замёрзшие слезы создают им ледяную корку на глазах. “…слёзы с самого начала, / В подбровной накопляясь глубине, / Твердеют, как хрустальные забрала” (А. 33. 97-99). Здесь же инок Альбериго, Альбериго деи Манфреди, предательски убивший своего родственника Манфредо и его малолетнего сына, он, будучи еще живым находился уже душою в Коците, как и Бранка д’Орья. “Душой в Коците погружён давно, / А телом здесь обманывает взоры” (А. 33. 156-157).
Данте чувствует холод. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что сейчас поэты находятся внутри раскалённого 5000° внутреннего твёрдого ядра Земли на глубине 6370 км. См. колодец гигантов.
 
Девятый круг - Четвертый Пояс
Центр Вселенной. Джудекка. — Предатели благодетелей, предатели Величества божеского и человеческого. — Люцифер.
 
Поэты вступили в последний, четвертый пояс девятого круга Ада — Джудекку, названную по имени Иуды, предавшего Христа. Здесь казнятся предатели своих благодетелей. Они вмерзли в недра ледяного слоя, “Кто вверх, кто книзу головой застыв”; кто скорчившись, “Одни лежат, другие вмёрзли стоя” (А. 34. 13-14).
Люцифер “грудь изо льда вздымал наполовину” (А. 34. 29). У него три лица: “Одно — над грудью; цвет его был красен; / А над одним и над другим плечом / Два смежных с этим в стороны грозило” (А. 34. 39-41). Правое лицо было бело — желтым, левое — черным. В красной пасти и когтями он терзал Кассия, бело — желтая пасть мучила Иуду Искариота, а черная — Брута, который из нее свисал.
Таким образом терзались предатели Величеств божеского и человеческого.
Поэты, спустившись до поясницы Люцифера, которая приходится на центр земли — центр Вселенной, на глубине 6378 км, перевернулись вниз головой и начали свой подъём в пределах южного полушария. Когда поэты стояли еще перед грудью Дьявола, в северном полушарии наступила ночь (т.е. было 18 часов); теперь, когда они перешли в южную гемисферу, время передвинулось на 12 часов обратно, и было 6 часов утра, для поэтов вторично наступил день 9 апреля. Итак, поэты дошли до центра земли за 24 часа. Сопоставляя дантовский Ад с современными научными данными внутреннего устройства нашей планеты можно сделать вывод, что Люцифер, проникнув в твёрдое, раскалённое, непроникаемое ядро планеты, ( температура внутреннего ядра земли + 5000°), создал там холодильник леденящими взмахами своих шести крыльев, испытывая на себе давление 3000000 атмосфер — 3 мегабара, вот действительная дантовская мера Зла в центре Вселенной!
По телу Люцифера они двигались больше часа и вышли к подножию горы Чистилища через 21 час, в 4 часа 30 минут утра 10 апреля 1300 года,. Они двигались к южному выходу по тоннелю, проделанному падением Люцифера в Ад, навстречу ниспадающей к его ногам с вершины горы Чистилища реке Лете. Данте несся с Вергилием к подножию горы Чистилища со скоростью 303,71 км/час.
 
Тоннель
 
Данте и Вергилий перевернулись головой к югу, когда они оказались ниже пояса дьявола, по корпусу которого они двигались один час. Ниже центра земли было шесть часов утра, в это же время в северной гемисфере было 18 часов. Время передвинулось назад на двенадцать часов, и для поэтов второй раз наступило 9 апреля 1300 года.
Поэты у ступней Люцифера спустились к шумящей здесь бурным потоком реке Лета, ниспадающей сюда из Земного Рая, с вершины горы Чистилища, и стали двигаться (или лететь) ей навстречу по тоннелю, проделанному падением Сатаны на землю. Длина тоннеля до выхода в южной гемисфере — 6378 км, путь, который Данте и Вергилий проделали за 21 час, чтобы выйти у подножия горы Чистилища в 4-30 утра 10 апреля 1300 года.
Они мчались со средней скоростью 303,71 км/час. До сегодняшнего дня человек смог углубиться в землю бурением только на 12 км, но сейсмические волны легко проникают в глубины нашей планеты, поэты наверное в них превратились чтобы проникнуть в глубь Земли.
В южной гемисфере, при подъеме, им было гораздо темнее,чем в северной при спуске, так как единственный выход диаметром 30 метров был только в конце этого тоннеля у подножия горы Чистилища. Размер объёма этого тоннеля подсчитывается по формуле PR2 x 6378 км, где R = 15 метров (Ø = рост Люцифера = 30 м : 2 = 15 м), а 6378 км расстояние до выхода на юге — высота “цилиндра”(этого тоннеля). Только из этого объёма возникла гора Чистилища, при скачке земли изнутри планеты на юг, пропустившем Люцифера в центр её ядра
.