ЮНЕСКО Данте Алигьери, текст Божественной Комедии Виртуальное Путишествие в 120 картин Владимира Лягачева Галерея Картин Первый Рай Рисунки Дантовское построение Вселенной Обратно в Первый Рай Монография Владимира Лягачева Том 8 Комментарии Художника к Божественной Комедии Данте Пресса о сайте Интернет ЮНЕСКО Обратная Связь с Художником Владимиром Лягачевым и его дочерью Виолеттой Лягачевой
Предыдущая
...................................................................................................................................................................................................................
Следующая
ПЕРВЫЙ РАЙ. Комментарии художника Владимира Лягачева к " Божественной Комедии " Данте Алигьери
 
ПЕРВЫЙ РАЙ
 
У Данте, в соответствии с аристотелевско-птолемеевской концепцией, небеса Рая — это концентрические сферы вокруг земного шара. Сфера и небо Луны — граница между миром тления и беспорядочного движения и шествия светил. Огневое небо Эмпирея — это десятое небо, объемлющее прочие сферы и руководящее их движением, как абсолютный верх Космоса и предельное явление Божественного присутствия. Эмпирей, девять небесных сфер: кристальное небо, небо неподвижных звезд и семь небес — поставлены в связь с учением о девяти ангельских чинах. Идея иерархии избранников примирена с их равенством в единении. Души являются у Данте на той или иной сфере в меру их славы, но, по существу, пребывают в Эмпирее с Богом. Души объединены в личностно-сверхличные сущности: Креста, Орла, Розы, — и целое дано, — как панорама оттенков света . Девять ангельских чинов по учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - VI вв.) — отсчёт ангельских чинов ведётся в обратном порядке:
paradis_1
 
Сфера Огня
 
Духи, очищенные в Земном Раю Чистилища, — мчатся со скоростью, превышающей скорость молнии, очищаясь еще раз огнём этой сферы, чтобы войти в Небесный Рай.

Данте устремил свои глаза к глазам Беатриче и не заметил, как начал возноситься вместе с ней, в 12 часов 14 апреля 1300 года в первое небо Луны.
 
Девять ангельских чинов по учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - VI вв.) — отсчёт ангельских чинов ведётся в обратном порядке:
 
Третья триада — непосредственная близость к миру и человеку:
 
Первое Небо Луны :
Ангелы. — Нарушители обета. Третья триада — непосредственная близость к миру и человеку.
 
3. - Ангелы, с двумя крыльями облачены, подобно античным гениям, в туники.

Это небо — самое “медленное” из девяти сфер, оно приводится в движение ангелами, вращающими его вокруг земли и получающими свою энергию от божественного света, — свыше.


Данте с устремлённым на Беатриче взором мгновенно вознесся с ней в небо Луны, — ближайшего к земле светила, и они погрузились в её недра.

Здесь находятся души нарушителей обета, их удел низменней иного (чем всех других небес) за то, что они забыли земной обет — не блюли его сурово.

Данте обратился к одной из теней, находящейся в чреде душ, желающих говорить с ним. Это Пиккарда Донати, сестра Форезе и Корсо Донати, насильно извлеченная из монастыря и выданная замуж ее братом Корсо за Розелино дела Роза.

Рядом с ней — Констанция (1154 - 1198), последняя представительница нормандской династии в Южной Италии, дочь Рогера, короля Пуй и Сицилии. Она, будучи монашенкой в Палермо, была насильно вырвана из монастыря и выдана замуж за императора Генриха VI, сына Фридриха I Барбаросса.

Беатриче объясняет Данте теорию насилия и свободной воли: раз Божественное провидение неоспоримо, — насилие при встрече с верой становится дополнительным аргументом для верующего, желающего продемонстрировать свою преданность Богу.

Данте и Беатриче летели быстрей пущенной стрелы во второе небо — Меркурия.
 
Второе Небо Меркурия :
Архангелы. — Честолюбивые деятели. Третья триада — непосредственная близость к миру и человеку.
 
2 .- Архангелы-ангелы, с двумя крыльями, Михаил — архистраг воинства небесного, антагонист Сатаны, воин в доспехах, его вооружение — меч, копье; — Рафаил и Гавриил участвовали вместе с Михаилом в свержении ангелов — повстанцев. Рафаил — ангел-целитель. Гавриил с цветком лилии (непорочность), известный участием в благовещении. Другие имена: Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Йеремия, в гностической символике офинов, представляющей семерых архангелов в образах животных, среди них Рафаил предстаёт в образе змеи (дракона), связанной в ряде мифологий с врачеванием.

Архангелы — ангельский чин — вращают второе небо Меркурия вокруг Земли со скоростью большей, чем ангелы первое небо Луны.


Данте и Беатриче во втором небе — Меркурия.

Перед поэтом “несчётность блесков мчится.” (Р. 5. 103.) — Это души честолюбивых деятелей, которые “несли усердный труд, желая стяжать хвалу, честь и славу” на земле при их жизни.

Данте представляется римский император Юстиниан I (525 - 565 гг.), при котором была произведена знаменитая кодификация римского права и отвоевана Италия у остготов. Он рассказывает поэту победную историю своей империи и подвиги Римского Орла. Он представляет Данте — Ромэ де Вильнёва (ум. 1250), министра Раймунда-Беренгария IV, последнего графа Провансского, и повествует трагическую историю его жизни.

Беатриче объясняет поэту пути спасения человека: — либо путем милосердия, либо путем правосудия, или же обоими этими путями. Данте и Беатриче возносятся в третье небо Венеры.
 
Третье Небо Венеры :
Начала. — Любвеобильные. Третья триада — непосредственная близость к миру и человеку.
 
1. - Начала-ангелы, сходны с предыдущими ангелами по их виду. В глубине светящейся планеты поэт видит кружение светил, это — души любвеобильных. Они движутся с разной скоростью, которая зависит от степени их вечного зрения, т.е. доступного им созерцания Бога.

Начала — ангельский чин — вращают эту планету и третье небо — Венеры — со скоростью большей, чем архангелы небо Меркурия вокруг Земли.


Данте не заметил своего и Беатриче вознесения, но удвоенная её красота убедила поэта в том, что они на планете Венера.

Душа Карла Мартелла (1271 - 1295), коронованного венгерского короля, старшего сына Карла II, говорит с сожалением и горечью о своем брате Роберте, который после его смерти захватил престол, отстранив от него истинного наследника трона, — сына Карла Мартелла.

Затем Куницца (ум. 1279), сестра Эдзелино III Романо, тирана Тревизанской марки, предсказывает несчастья родины поэта.
Фолько Марсельский, провансальский трубадур, будучи епископом тулузским, после бурной молодости — (он был ярым гонителем альбигойцев) — влюбился в чистую и непорочную красавицу Аделагию, после смерти которой стал монахом и отдал всю свою любовь Богу.

Данте и Беатриче неуловимо возносятся на четвертое небо Солнца.
 
Вторая триада отражает принцип Божественного мировладычества:
 
Четвертое Небо Солнца :
Власти . — Мудрецы. — Три хоровода. Вторая триада отражает принцип Божественного мировладычества.
 
3. Власти-ангелы, с четырьмя крыльями, облачены в туники и символы власти, космические духи, благие, послушные Богу, они отражают принцип непогрешимой иерархической стройности повелевания в послушании, без возможности “тиранического употребления во зло” авторитета.

Четвертое небо — Солнца, вращается “властями” быстрее, чем третье — Венеры “началами” вокруг земли (власти, начала — ангельские чины).


Данте и Беатриче на четвертом небе.
В трёх хороводах, внутри огней, распределяются находящиеся здесь духи мудрецов.
Представьте себе 24 объединённые звезды, формирующие две короны, подобные короне Ариадны, превращённой в созвездие, и вы можете вообразить эти два хоровода, напоминающих светящиеся огнём гирлянды, которые танцевали и пели, двигаясь вокруг Данте.
Мудрецы первого хоровода: Фома Аквинский, Альберт Великий, Грациан, Пётр Ломбардский, Соломон, Дионисий-Аэропагит, Павел Орозий, Боэций, Бэда, Исидор, Рикард, Сигер Брабантский.
Мудрецы второго хоровода: Франциск Ассизский, Бонавентура, Августин, Иллюминат, Гугон, Пётр Испанский, Пётр Едок, Иоанн Злотоуст, Ансельм, Элий Донат, Рабан Мавр, Иоахим.
Третий хоровод окружает два предыдущих. Хороводы, двигаясь, вращаются в противоположных направлениях.
Данте ослеплён своими потрясениями. Взгляд на Беатриче возвращает ему силы, и они возносятся на пятое небо — Марса.
 
Пятое Небо Марса :
Силы. — Воители за веру. Вторая триада отражает принцип Божественного мировладычества.
 
2. Силы-ангелы, которые имеют четыре крыла, вооружены копьем, обнажённые и в тоге, схожи с предыдущими.

Ангелы — силы — вращают пятое небо Марса со скоростью большей, чем — власти — четвертое небо Солнца вокруг Земли.


Данте и Беатриче на пятом небе. В двух лучах, образующих форму креста, летают во всех направлениях, исполняя гимны, светящиеся духи крестоносцев, которые погибли за истинную веру. Данте, поглощенный видением Креста, ни разу не взглянул на Беатриче.

Появляется дух деда Данте, — Каччагвида (р. 1091), который сначала блуждал сто лет в первом круге Чистилища (гордецов). Он рассказывает поэту его генеалогию, про счастливые времена Флоренции при его жизни, про свои подвиги и про свою героическую смерть.

Каччагвида обьясняет Данте истинные причины современного конфликта белых и черных во Флоренции, предрекает ему изгнание и называет имена некоторых воителей за веру, которые сверкают в Кресте: —  Робер Гискар, герцог Годфруа Бульонский, Карл Великий, Орланд, Гильом, граф Оранский и Реноард, — призывая, в то же время, поэта написать рассказ о его путешествии.

Данте и Беатриче возносятся в ещё больший, шестой круг Рая — небо Юпитера.
 
Шестое Небо Юпитера :
Господства. — Справедливые. — DILM. — Имперский Орел. Вторая триада отражает принцип Божественного мировладычества.
 
1. Господства –ангелы, которые имеют четыре крыла, схожи с предыдущими.

Ангелы — господства — вращают шестое небо Юпитера со скоростью большей, чем — силы — пятое небо Марса вокруг Земли. Данте и Беатриче вознеслись в ещё больший, шестой круг Рая.

Здесь поющие и летающие — справедливые. Духи блаженных образуют форму подвижных и светящихся букв DILM (Diligite iustitiam qui iudicatis terram) — “Любите справедливость, судящие Землю” (Библия). Затем блески преображаются и образуют из букв форму Орла (символ Империи). Буква М — это первая буква слова “Монархия”, именно из этой буквы рождается имперский Орёл, модель Монархии и культ Данте.
После того как огни, слетевшие на вершину М, превратились в голову и шею геральдического Орла, остальные огни, слегка сместившись, завершили узор, т.е. придали всей фигуре облик имперского Орла.
В этом небе справедливости и правосудия Данте возбужденно и с горечью критикует корыстолюбие Церкви (папы Иоанна XXII). Орёл представляет Данте справедливых принцев и королей, которые образуют его блеск и славу. Это император Константин и Гульельмо II, прозванный добрым королем Сицилии и Апулии. Данте поражен тем, что видит там душу язычника, некрещёного императора Траяна (98 - 117 гг. н.э.), которая не попала прямо в небо, но была в Аду 500 лет. Благодаря молитвам папы святого Григория (ум. 604) он был сначала возвращён на землю, стал примерным христианином и уже после своей второй смерти был взят на шестое небо Юпитера. Таким образом Траян умер крещёным. Орёл говорит Данте, что многие некрещёные в день Страшного суда будут ближе к Богу, чем крещёные.
Данте и Беатриче возносятся в седьмое небо Сатурна.
 
Первая триада — непосредственная близость к Богу:
 
Седьмое Небо Сатурна :
Престолы. — Созерцатели. — Золотая лестница. Первая триада — непосредственная близость к Богу.
 
3. Престолы-ангелы, с четырьмя-шестью крыльями, имеющие несколько голов — до четырех, могут представать как в образах животных (змея, дракон), так и в человеческом обличье. Могут быть облачены в туники; держат в руках зеркала, в которых отражаются божественные пророчества, поддерживают трон Бога, могут его переносить и сопровождать на троне.

Ангелы — престолы — вращают седьмое небо Сатурна быстрее, чем — господства — шестое небо Юпитера вокруг Земли.

Данте и Беатриче вознеслись в седьмое небо Сатурна.

В этом небе пребывают души одиночек-созерцателей.

Светящиеся огни душь, здесь пребывающих, — поднимаются и спускаются по огромной золотой лестнице.

Данте говорит с Пьером Дамьяно (богослов, 1007 - 1072), который жил в монастыре Санта-Мария близ Равенны и, будучи избран кардиналом, предпочёл писать в одиночестве книгу “Gomorrhе”, отказавшись от красной (кардинальской) шляпы. (В действительности, лишь в середине XIII века отличием кардинальского сана стала красная шляпа). — За это он должен был испытать сто лет Чистилища.

Данте видит святого Бенедикта (480 - 543) — основателя ордена бенедиктинцев, который ему представляет других созерцателей: Макария Александрийского (отшельника IV в.) и Ромоальда дельи Онести (ум. в 1027), — основателя ордена камальдолитов.

Данте и Беатриче возносятся в восьмую сферу — Звёздное небо, — где они проникают в созвездие Близнецов (под которым поэт родился). Он смотрит на проделанный ими путь и видит весь мир (весь шар земной) с центром в Иерусалиме. Средневековая география считала, что окружность земли составляет 20400 миль.
 
Восьмое Звёздное Небо :
Херувимы. — Торжествующие. Первая триада — непосредственная близость к Богу.
 
2. Херувимы-ангелы, с четырьмя-шестью крыльями, — могут представать в образах животных, покрытых очами, могут быть двуликие (голова человека и голова льва) или с четырьмя головами, как серафимы; могут быть полузмеями, драконами. — Функции: поддерживают престол Бога, его транспортируют, охраняют ковчег, храмы, дворцы, священные сокровища, священные деревья, например, — в Земном Раю дерево Жизни, — как вооружение имеют пламенный меч, молнию. Они напоминают египетских сфинксов и греческих грифонов, ассиро-вавилонских karübu-крылатых быков с человеческими головами. Их начальник — Херувиил.

Данте и Беатриче были перенесены ангелами – херувимами над Иерусалимом, под Эмпиреем во время их подъема в восьмое, Звёздное небо; и они промчали их с ещё большей скоростью, чем скорость с которой ангелы — престолы вращающают седьмое небо Сатурна вокруг Земли.


Здесь, окружённый избранными душами, появился Иисус Христос, сопровождаемый торжествующей Девой Марией.

Через несколько мгновений блистательный кортеж возвращается в Эмпирей. (В Эмпирей только Иисус и Дева Мария вознеслись с их телами).

По просьбе Беатриче Святой Пётр — экзаменует поэта в вопросе веры, апостол Яков — в надежде и апостол Иоанн — в любви.

Данте проходит испытания, и апостолы благословляют его.

Появляется Адам, который уточняет, что после 930 лет жизни и 4302 лет, проведенных в Лимбе, он был взят Иисусом Христом в Эмпирей, проведя перед вознесением на небо — семь часов в Земном Раю. (После его смерти ангелы-херувимы упросили Бога, чтобы он был похоронен с Евой и Авелем в Земном Раю).
Затем, возмущённый апостол Пётр предает анафеме лжепоследователей, его извращающих.

Данте и Беатриче возносятся в девятое Кристальное небо.
 
Скорость вращения небес вокруг земли от девятого до первого падает. Серафимы, вращающие все небеса (место их обитания девятое Кристальное небо, — Перводвигатель), получают свою энергию непосредственно от божественного Света, который падает на них из столицы Бога — Эмпирея, который, — в свою очередь, вращается вокруг своей оси, — находясь всегда над Иерусалимом. Одновременно Эмпирей, внутри которого находится эта столица, — это неподвижное десятое небо, окутывающее и объемлющее все девять небес.